Привет! Этот сайт создавался как полезный бесплатный ресурс для всех, кто готовится к экзаменам ДОПОГ. Чтобы он продолжал работать, в июне нужно оплатить хостинг. Если сайт оказался вам полезен — буду очень благодарен за любую поддержку. Хочу помочь
Базовый курс
Тара
Кодовое обозначение и маркировка тары
Маркировка тары (раздел 6.1.3 ДОПОГ)
Дата обновления: 15.04.2025
Маркировочные знаки на таре указывают, что тара, на
которую они нанесены, соответствует типу конструкции, успешно прошедшему испытания, и отвечает требованиям ДОПОГ, относящимся к изготовлению этой тары.
Маркировочные знаки на таре призваны облегчить задачу, стоящую перед изготовителями тары, теми, кто занимается ее восстановлением, пользователями,
перевозчиками и регламентирующими органами. Что касается использования новой тары, то первоначальные маркировочные знаки являются для изготовителя(ей)
средством указания ее типа и тех требований в отношении испытаний эксплуатационных качеств, которым она удовлетворяет.
Каждая тара, предназначенная для использования в соответствии с требованиями ДОПОГ, должна иметь в соответствующем месте долговечные и разборчивые
маркировочные знаки таких по отношению к ней размеров, которые делали бы их ясно видимыми. Упаковки массой брутто более 30 кг должны иметь маркировочные
знаки или их копию на верхней стороне или на боковой стороне тары. Буквы, цифры и символы должны иметь высоту не менее 12 мм, за исключением тары
вместимостью не более 30 л или массой нетто не более 30 кг, в случае которой они должны иметь высоту не менее 6 мм, и тары вместимостью не более 5 л
или массой нетто не более 5 кг, в случае которой они должны быть соотносимого размера.
В соответствии с ДОПОГ к таре применяются требования к изготовлению и испытаниям, а также упрощенные требования к изготовлению и испытаниям.
В частности, упрощенные требования применяются для составной тары (из стекла, фарфора или керамики)
и легкой металлической тары. В зависимости от условий
испытаний, маркировка тары производится с некоторыми отличиями (см. таблицу ниже).
Маркировочные знаки должны содержать:
Для тары удовлетворяющая требованиям ДОПОГ
Для тары удовлетворяющая упрощенным требованиям ДОПОГ
символ Организации Объединенных Наций для тары
Этот символ должен использоваться исключительно для указания того, что тара,
мягкий контейнер для массовых грузов,
переносная цистерна или
МЭГК удовлетворяет соответствующим требованиям ДОПОГ.
На таре из гофрированного металла допускается нанесение только прописных букв "UN" вместо символа ООН.
символ "RID/ADR" для составной тары (из стекла, фарфора или керамики) и легкой металлической тары,
удовлетворяющей упрощенным условиям.
код, обозначающий тип тары
код, состоящий из двух частей:
буквы, обозначающей группу(ы) упаковки, на отнесение к которой(ым) тип конструкции выдержал испытания:
X - для групп упаковки I, II и III;
Y - для групп упаковки II и III;
Z - только для группы упаковки III;
величины относительной плотности, округленной с точностью до первого десятичного знака, на которую был испытан тип
конструкции тары, не имеющей внутренней тары и предназначенной для содержания жидкостей; ее можно не указывать,
если относительная плотность не превышает 1,2. На таре, предназначенной для удержания твердых веществ или внутренней
тары, надлежит указывать значение максимальной массы брутто в килограммах.
На легкой металлической таре, маркированной символом "RID/ADR", предназначенной для удержания жидкостей, вязкость
которых при 23 °С превышает 200 мм2/с, надлежит указывать значение максимальной массы брутто в килограммах;
либо букву "S", указывающую, что тара предназначена для перевозки твердых веществ или внутренней тары, либо - для тары,
предназначенной для удержания жидкостей (кроме комбинированной тары), - величину испытательного давления в успешно прошедших испытаниях
на гидравлическое давление, в кПа, округленную в меньшую сторону до ближайшего десятикратного значения в кПа.
На легкой металлической таре, маркированной символом "RID/ADR", предназначенной для удержания жидкостей, вязкость
которых при 23 °С превышает 200 мм2/с, надлежит указывать букву "S";
две последние цифры года изготовления тары. На таре типов 1H и 3H надлежит также указывать месяц изготовления,
который можно проставлять отдельно от остальных маркировочных знаков. С этой целью можно использовать следующий способ:
В этом месте могут быть указаны две последние цифры года изготовления. В данном случае и когда
циферблат размещен рядом с маркировочным знаком типа конструкции "UM", год в маркировочном знаке можно не указывать. Однако в тех случаях,
когда циферблат не размещен рядом с маркировочным знаком типа конструкции "UN", две цифры года в маркировочном знаке и на циферблате
должны быть идентичными.
наименование изготовителя или иное обозначение тары, указанное компетентным органом.
Тара после восстановления
После восстановления тары предприятие, производившее восстановление, должно нанести на нее долговечные маркировочные знаки, содержащие
последовательно:
наименование предприятия, производившего восстановление, или иное обозначение тары, указанное компетентным органом;
год восстановления; букву "R"; и для каждой тары, успешно прошедшей испытание на герметичность - дополнительную
букву "L".
Примеры маркировочных знаков для НОВОЙ тары (подраздел 6.1.3.11 ДОПОГ)
4G/Y145/S/02 NL/VL823
Для нового ящика из фибрового картона, где:
символ ООН - указывает, что тара удовлетворяет требованиям ДОПОГ; 4G - код типа тары (ящик из фибрового картона); Y145: Y - конструкция тары выдержала испытания для II и III групп упаковки; 145 - максимальной массы брутто в
килограммах; S - либо указывает, что тара предназначена для перевозки твердых веществ или внутренней тары, либо - для тары, предназначенной для
удержания жидкостей (кроме комбинированной тары), - величину испытательного давления в успешно прошедших испытаниях на гидравлическое давление, в кПа, округленную
в меньшую сторону до ближайшего десятикратного значения в кПа; 02 - две последние цифры года изготовления тары; NL - наименование государства, разрешившего нанесение маркировочных знаков; VL823 - наименование изготовителя или иное обозначение
тары, указанное компетентным органом.
1A1/Y1.4/150/98 NL/VL824
Для нового стального барабана, предназначенного для жидкостей
1A2/Y150/S/01 NL/VL825
Для нового стального барабана, предназначенного для твердых веществ или внутренней тары
4HW/Y136/S/98 NL/VL826
Для нового пластмассового ящика эквивалентного типа
1A2/Y/100/01 USA/MM5
Для реконструированного стального барабана, предназначенного для жидкостей
RID/ADR/0A1/Y100/89 NL/VL123
Для новой легкой металлической тары с несъемным днищем, где: RID/ADR - символ для составной тары (из стекла, фарфора или керамики) и легкой металлической тары, удовлетворяющей упрощенным требованиям ДОПОГ; 0A1 - код типа тары (легкая металлическая тара с несъемным днищем); Y100: Y - конструкция тары выдержала испытания для II и III групп упаковки; 100 - максимальной массы брутто в килограммах; 89 - две последние цифры года изготовления тары; NL - наименование государства, разрешившего нанесение маркировочных знаков; VL123 - наименование изготовителя или иное обозначение тары, указанное компетентным органом.
RID/ADR/0A2/Y20/S/04 NL/VL124
Для новой легкой металлической тары со съемным днищем, предназначенной для твердых веществ или жидкостей, вязкость которых при 23 °С превышает 200 мм2/с.
Примеры маркировочных знаков для ВОССТАНОВЛЕННОЙ тары (подраздел 6.1.3.12 ДОПОГ)
1A1/Y1.4/150/97 NL/RB/01 RL
Стальной барабан с несъемным днищем для жидкостей, восстановленный и успешно прошедший испытание на герметичность
1A2/Y150/S/99 USA/RB/00 R
Стальной барабан со съемным днищем, восстановленный
Пример маркировочных знаков для АВАРИЙНОЙ тары (подраздел 6.1.3.13 ДОПОГ)
1A2T/Y300/S/01 USA/abc
Стальной барабан со съемным днищем
Тара
"Тара" (упаковочный комплект) означает один или несколько сосудов (приемных емкостей) и любые другие компоненты или материалы, необходимые
для выполнения сосудами (приемными емкостями) функции удержания продукта и других функций в области обеспечения сохранности.
раздел 1.2.1 ДОПОГ. Определения
Тара составная
"Тара составная" означает тару, состоящую из наружной тары и внутреннего сосуда (емкости), сконструированную таким образом, что внутренний сосуд
и наружная тара образует единое изделие. В собранном виде такая тара остается неделимой единицей; она наполняется, хранится, перевозится и опорожняется как таковая.
раздел 1.2.1 ДОПОГ. Определения
Легкая металлическая тара
"Тара легкая металлическая" означает тару с круглым, эллиптическим, прямоугольным или многоугольным (также коническим) поперечным сечением, а
также тару с конусообразной горловиной и тару ведрообразной формы, изготовленную из металла, с толщиной стенки менее 0,5 мм (например, из листового олова), с плоским
или выпуклым днищем, с одним или несколькими отверстиями, которая не охватывается определениями барабанов или канистр.
раздел 1.2.1 ДОПОГ. Определения
Контейнер для массовых грузов
"Контейнер для массовых грузов" означает систему удержания (включая любой вкладыш или любое покрытие), предназначенную для
перевозки твердых веществ, находящихся в непосредственном контакте с системой удержания. Это определение не охватывает тару, контейнеры средней
грузоподъемности для массовых грузов (КСМ), крупногабаритную тару и цистерны.
Контейнер для массовых грузов:
имеет постоянный характер и в силу этого достаточно прочен, чтобы служить для многократного использования;
специально сконструирован для облегчения перевозки грузов одним или несколькими перевозочными средствами без промежуточной перегрузки грузов;
снабжен приспособлениями, облегчающими погрузочно-разгрузочные операции с ним;
имеет вместимость не менее 1,0 м3.
Примерами контейнеров для массовых грузов являются контейнеры, морские контейнеры для массовых грузов, открытые корзины, бункеры для перевозки навалом/насыпью,
съемные кузова, корытообразные контейнеры, контейнеры на катковой опоре, грузовые отделения транспортных средств.
раздел 1.2.1 ДОПОГ. Определения
Переносная цистерна
"Переносная цистерна" означает цистерну, предназначенную для мультимодальных перевозок и используемую для транспортировки веществ класса
1 и классов 3-9. Корпус переносной цистерны должен быть оснащен эксплуатационным и конструктивным оборудованием, необходимым для перевозки опасных веществ. Переносная
цистерна должна быть сконструирована так, чтобы она могла наполняться и разгружаться без демонтажа конструктивного оборудования. Она должна иметь с наружной стороны
корпуса стабилизирующие элементы и должна быть приспособлена для поднятия в наполненном состоянии. Она должна предназначаться в первую очередь для погрузки на транспортное
средство, вагон, морское судно или судно внутреннего плавания и быть оборудована салазками, опорами или вспомогательными приспособлениями для облегчения механизированных
погрузочно-разгрузочных операций. Определение переносной цистерны не распространяется на автоцистерны, вагоны-цистерны, неметаллические цистерны и контейнеры средней
грузоподъемности для массовых грузов (КСМ).
подраздел 6.7.2.1 ДОПОГ
МЭГК
"Многоэлементный газовый контейнер" (МЭГК) означает контейнер, состоящий из элементов, соединенных между собой
коллектором и установленных в рамной конструкции. Элементами многоэлементного газового контейнера считаются: баллоны, трубки, барабаны под
давлением или связки баллонов, а также цистерны для перевозки газов, как они определены в пункте 2.2.2.1.1, имеющие вместимость более 450 литров.